Эволюция

 

 - понятие, которое получило ход и общее признание в XIX в. Объем этого понятия может быть более узким и более широким. Когда мы говорим о развитии человека или организма, то применяем понятие Э. к наиболее узкой сфере; когда мы говорим о прогрессе, то применяем это понятие к более широкой области, а именно к народу или даже ко всему человечеству; наконец, мы можем дать понятию Э. и еще более широкий объем, если станем применять его ко всем явлениям не только органического, но и неорганического миpa; в этом последнем значении понятие Э. получает характер всеобъемлющего философского принципа. Содержание понятия не изменится от того, будем ли мы суживать или расширять его объем, т. е. будем ли говорить о развитии индивида, об историческом прогрессе или о мировой Э. во всех указанных трех случаях мы по необходимости внесем в указанные понятия одно и то же содержание, т. е. найдем в них одни и те же признаки. Первое условие, без которого немыслима Э., есть изменение; не всякое изменение есть Э., но всякая Э. предполагает изменение. Если мы представим себе мир, в котором не происходило бы никаких процессов, то мы не имели бы возможности применить к нему идею эволюции. Э. есть вид изменения; ее отличительная особенность (differentia specifica) заключается в том, что в эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, т. е. оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего. Хотя бы мы приложили все старание к устранению идеи совершенствования и к замене ее какой-либо иной (напр. осложнением), в конце концов эта идея в той или иной форме все же проявится и окажет свое влияние. Второе отличие Э. от изменения заключается в том, что первая предполагает единство субъекта, в коем происходит изменение, второе же мыслимо и без этого единства. Если я разлагаю воду на ее составные элементы, кислород и водород, то первая, т. е. вода, имела столь же самостоятельное существование, как и вторые, т. е. кислород и водород, и при разложении воды никакого развития не произошло. Совершенно иное дело в том случае, когда мы предполагаем Э.; здесь новое состояние заменяет собой предшествующее в том же самом субъекте; новое состояние представляет собой как бы новую ступень, на которую поднялся индивид. Итак, понятие развития, прогресса и Э. при различном объеме имеют три общих признака: изменение, совершенствование и единство субъекта. Расширение объема понятия развития сделано человеческой мыслью весьма рано; но можно себя спросить о правильности подобного расширения. Непосредственную очевидность понятие развития имеет лишь в применении к жизни индивида; здесь мы видим рост умственных и нравственных сил и рост физический" - так объясняет понятие эволюции Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

      Сегодня уже понятно с научной точки зрения, что человек, как очень сложная биологическая система, может либо непрерывно эволюционировать, либо деградировать (вырождаться), и третьего пути для него не существует. Под эволюцией человека надо понимать развитие его творческих способностей и увеличение продолжительности жизни, а под деградацией - повышенную тенденцию к разрушению своего организма и сокращение продолжительности жизни. Эволюционирует или деградирует не только материальное тело, но и эмоциональный, и духовный аспекты человека. Всё, о чём вы прочитаете в этой книге, при желании будет нетрудно понять. Как сказал Д. Витулкас - известный врач и лауреат альтернативной Нобелевской премии: "Эволюция требует от человека не изощрённых интеллектуальных научных знаний, а скорее интуиции и мудрости в понимании сути вещей, и тем самым способности работать вместе с природой, а не против неё".
       В целом, как эволюция, так и деградация человека определяется тем количеством связанной в пище энергии, которую организм может извлечь из неё и направить на текущие потребности организма, что в свою очередь целиком зависит от природного качества пищи. В это понятие, к сожалению, сегодня вкладывают совсем не то, что следует. Качество пищи пытаются улучшить за счёт её обогащения искусственно "сбалансированными" витаминами, микроэлементами, концентрированными биологически активными веществами (БАДами), живыми бактериями, дрожжами и пр., которые так же противоестественны организму, как и лекарства.

      Для того чтобы лучше понять здоровье как природное явление, его надо связывать с эволюционными процессами в природе.
      Содержащие хлорофилл одноклеточные водоросли (например, хлорелла) принципиально отличаются от наземных растений тем, что не обладают способностью к эволюции (развитию) и за миллионы лет своего существования в природе одноклеточные абсолютно не изменились. Не удивительно, что слизистая оболочка пищеварительной системы человека, разрушается под воздействием одноклеточных водорослей: клетки слизистой перестают возобновляться и на их месте образуются язвы. Рост новой клетки можно рассматривать как её микроэволюцию, осуществляемую по специальной программе природы, а клетки хлореллы несут в себе информацию-приказ - не эволюционировать. Научное понимание этого явления пришло относительно недавно, когда стали серьёзно изучать сложные связи живых организмов с природой, и сегодня в развитых странах одноклеточными водорослями запрещено кормить даже мясных животных. Даже переработанный в мясо животных, белок одноклеточных не теряет своих "ядовитых" для человека свойств и приводит к изъязвлению слизистой пищеварительного тракта. А если объяснять это проще, то одноклеточные водоросли никогда не являлись для человека пищей в ходе его эволюции, они несут информацию о совсем чуждом для человека мире - водной среде обитания, где существенно меньше света, мало тепла и кислорода, а баланс питательных и полезных веществ совсем другой, нежели у наземных растений. Человеку информация от одноклеточных водорослей совершенно не нужна. Человек появился и развивался на земной поверхности и занять экологическую нишу в воде не сможет даже при большом желании. Фантастические рассказы о людях, которые заселят океан и будут жить в нём, не имеют под собой научной основы. Природа не терпит пренебрежения законами своей эволюции.